ПАМЯТКА «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА»

Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Он охватывает период жизни от 11 до 18 лет. За 7 лет человек из детства вступает во взрослую жизнь. Основные особенности подросткового возраста связаны с половым созреванием, сопровождаемым быстрым физиологическим, социальным и психологическим развитием; трансформацией характера, поведенческих реакций и мировосприятия. Психологические особенности подросткового возраста называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Психологический аспект обретает особую значимость. У детей проявляется эмоциональная неустойчивость, импульсивность. При этом у них заметна настойчивость и целеустремленность. Гормональные изменения в организме побуждают подростка вести себя как взрослый. Взрослеющему ребенку хочется, чтобы взрослые соблюдали паритет в отношениях, считались с его позицией. Пока подросток не включен во взрослую жизнь, но он всячески стремится к этому, претендуя на равные с взрослыми права.

Это время появления влечения к противоположному полу, имеющее гендерные особенности: девушки желают длительных отношений, романтической любви, юноши – получения сексуального опыта. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми становится важным условием личностного развития подростков. Неудачи в этой важной сфере жизни приводят к внутреннему дискомфорту, могут являться источником депрессий и почвой для жизненных драм.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.

  • Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  • Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  • Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  • Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  • Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  • Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Причины неустойчивости поведения.

    — Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

— Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

— Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста и недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков.

— В подростковом возрасте формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение.  Предъявляются повышенные требования к своей внешности.

Общение со сверстниками.

     Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является их положение в группе. Для них характерно желание слиться со значимым кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. При этом мнение родителей и других взрослых часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества.

Комфорт в кругу своей группы, слияние с друзьями по взглядам, привычкам, поведению дает подростку чувство эмоциональной безопасности. Иногда слепое подчинение правилам компании, которую предпочитает подросток, может привести к самым неблагоприятным последствиям.

Подростки часто мечтают о единственном, самом верном друге. В то же время они могут менять друзей, ссориться и находить новых знакомых, которые быстро становятся идеалом и кумиром.

Важные правила поведения родителей подростка.

  1. Дайте понять ребенку, что Вы всегда его любите и принимаете таким как есть. Когда Вы говорите детям добрые слова, происходит эмоциональная подпитка, которая помогает им развиваться и создается высокая самооценка.2. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.3. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.

    4. Не вмешивайтесь, когда ребенок не просит помощи. Просто поддержите его. Иногда ему нужно получать и отрицательный опыт, видеть последствия своих поступков.

    5. Не отказывайте ребенку в помощи из «педагогических соображений», помогите ему, если он не может справиться сам – сделайте это вместе.

    6. Ничего не навязывайте, дети сами будут делать то, что им действительно интересно.

    7. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.

    8. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь. Часто плохое поведение детей вызвано недостатком внимания со стороны родителей и они любыми способами пытаются добиться его.

    9. Показывайте, что Вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте, как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных.

    10. Не спорьте с ребенком, ведь спор увеличивает расстояние между людьми. Просто спокойно, по-доброму объясняйте свою точку зрения.

    11. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребенка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка. Дайте понять ему, что Вы его все равно любите.

    12. Чаще говорите «пожалуйста», «спасибо», учите хорошим манерам и правильному поведению на своем личном примере.

 

 

Отделение социальной диагностики