ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

« Завтра была жизнь»

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

 

Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России — один из самых высоких в мире. Как определить наличие риска суицида у подростка:

  • Потеря интереса к обычным видам деятельности;
    • Внезапное снижение успеваемости;
    • Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям;
    • Плохое поведение в школе;
    • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы;
    • Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
    • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.

 

Мотивы и поводы суицидального поведения:

  1. Личностно-семейные конфликты:

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

несчастная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

  1. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
  2. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

боязнь наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

  1. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

  1. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

 

Демонстративные и истинные попытки суицида

 

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

на истинные;

демонстративные;

шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток — добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку «за компанию», его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все».

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным «развлечением». Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это — употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

 

Признаки депрессии у детей и подростков:

Дети:

  • -Печальное настроение
  • -Потеря свойственной детям энергии
  • -Внешние проявления печали
  • -Нарушения сна
  • -Соматические жалобы
  • -Изменение аппетита или веса
  • -Ухудшение успеваемости
  • -Снижение интереса к обучению
  • -Страх неудачи
  • -Чувство неполноценности
  • -Самообман — негативная самооценка
  • -Чувство «заслуженного отвержения»
  • -Заметное снижение настроения при малейших неудачах
  • -Чрезмерная самокритичность
  • -Сниженная социализация
  • -Агрессивное поведение

 

Подростки:

  • -Печальное настроение
  • -Чувство скуки
  • -Чувство усталости
  • -Нарушения сна
  • -Соматические жалобы
  • -Неусидчивость, беспокойство
  • -Фиксация внимания на мелочах
  • -Чрезмерная эмоциональность
  • -Замкнутость
  • -Рассеянность внимания
  • -Агрессивное поведение
  • -Непослушание
  • -Склонность к бунту
  • -Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • -Плохая успеваемость
  • -Прогулы в школе, институте

 

 

Рекомендации родителям. 

Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами суицидального решения.

 

Родителям можно рекомендовать:

  • Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
  • Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

 

Повышение самооценки.

     Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
    • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
    • Детей важно принимать такими, какие они есть.
    • Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.
    • Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.