Памятка «СТОП НАСИЛИЕ»

Сексуальное насилие имеет неизгладимые последствия в будущей жизни ребенка. Пережив однажды изнасилование одним взрослым, ребенок проецирует образ насильника на всех остальных. Это может выражаться в страхе, избегании, подозрительности, недоверии. Во взрослой жизни люди, подвергшиеся детскому насилию, практически всегда испытывают проблемы в сексуальной жизни

Особенности поведения ребенка после сексуального насилия

(младшего и старшего возраста)

После изнасилования у ребенка наступает посттравматический синдром, в связи с которым ему становится сложно рассказать о случившемся другим людям. Ребенок делится своей бедой со специалистом только в том случае, если он вызывает у него большое доверие. Если же он ;закрывается в себе, то установить факт сексуального насилия бывает довольно сложно. Ребенок испытывает чувство собственной вины за случившееся, страх и стыд. К тому же его беспокоит реакция на это известие со стороны родителей и окружающих. Ребенку кажется, что если он расскажет психологу о том, что его изнасиловали, то он предаст и унизит своих родителей, опозорит свою семью. Ко всему этому примешивается страх быть отвергнутым обществом, стать изгоем.

Признаками совершенного над ребенком изнасилования могут послужить физические повреждения (синяки и ссадины на теле, различного рода выделения и кровотечения из гениталий и др.), жалобы на боли в области живота, неоднократно повторяющиеся инфекции мочевого пузыря. Однако этих признаков может и не быть. Тогда понять, что ребенок подвергся изнасилованию, можно, только проанализировав изменения в его поведении.

Изменения, связанные с выражением детской сексуальности

Они могут проявляться в повышенном интересе ребенка к играм сексуального содержания. Ребенок проявляет соблазняющее поведение к сверстникам

противоположного пола, сексуально заигрывает со взрослыми. Родители могут заметить, что он применяет действия сексуального характера по отношению к другим детям, ровесникам или младшим по возрасту, например, мастурбацию, трение друг о друга половыми органами и другие.

Изменения в эмоциональном поведении и общении с окружающими

Ребенок может уйти в себя, закрыться от окружающих, часто стремится остаться один, изолирует себя от всех. В его настроении преобладают грусть и подавленность, ребенок довольно часто пребывает в депрессивном состоянии. Он чувствует отвращение к себе, к своему телу, его мучает чувство стыда и собственной вины за случившееся. Он проявляет недоверие ко всем взрослым. Ребенок становится задумчивым, кажется, что он постоянно витает в облаках. Стрессовое состояние делает его психику крайне неустойчивой, поэтому его легко вывести из уравновешенного состояния любым пустяком. Возникают трудности в общении с друзьями, одноклассниками, возможно полное прекращение старых дружеских отношений. Ребенок может прекратить общаться также с братьями и сестрами. Чувство обиды и гнева может проявиться в повышенной агрессии по отношению к детям младшего возраста, животным, игрушкам.

Социальные изменения личности ребенка, изменения мотивации

Изнасилованный ребенок смиряется со своей слабостью. У него снижается способность к самозащите, сопротивлению. Он смиренно терпит издевательства над собой, так как считает себя уже испорченным. Психологический стресс отражается на успеваемости ребенка в школе, чаще всего он начинает уклоняться от учебы, прогуливает занятия в школе. Еще одно изменение в поведении может выражаться в принятии ребенком социальных ролей родителей. Это выражается в повышении активности по выполнению домашней работы. Он ни с того ни с сего начинаем проявляю уборке, стирке, готовке еды. В некоторых случаях ребенок разочаровывается в своей семье и может уйти из дома. Такой вариант характерен для детей подросткового возраста.

Изменения в сознании ребенка

У изнасилованного ребенка происходит резкое снижение самооценки. Он разочаровывается в людях, считает, что его жестоко использовали, надругались над ним, но при этом его мучает острое чувство собственной вины за случившееся. Если изнасилование получило огласку, то ребенок чувствует унижение и стыд, ему кажется, что все окружающие осуждающе на него смотрят, показывают пальцем, перешептываются у него за спиной. Невыносимые психические страдания могут подтолкнуть ребенка к мыслям о самоубийстве. Значительная часть самоубийств детьми и подростками совершается как раз по причине изнасилования.

Невротические и психосоматические изменения

Ребенок начинает испытывать страх оставаться наедине с конкретным человеком. После сексуального насилия у детей может появиться боязнь раздеваться перед другими людьми. Они отказываются переодеваться в присутствии одноклассников перед уроком физкультуры или бассейном, отказываются от осмотра врачей, предполагающего обнажение определенных частей тела. Также ребенок может жаловаться на боли в области живота, желудка, сердца, на головную боль.

Последствия сексуального насилия обусловлены рядом факторов. Тяжесть этих последствий для детской психики зависит от личности самого ребенка и личности насильника, от частоты, тяжести и продолжительности совершаемых над ребенком изнасилований, от того, как на этот факт отреагировали близкие ребенка.

Согласно статистике, сексуальное насилие чаще всего совершается над детьми младшего возраста, а также обладающими более низким уровнем умственного развития. Последствия для психики ребенка будут более тяжелыми, если сексуальное

изнасилование сопровождалось нанесением физических травм и повреждений, причинивших ребенку физическую боль..Также сильным потрясением для ребенка будет факт, что сексуальное насилие над ним совершил близкий для него человек. Сильную травму может нанести также отношение близких родственников к случившемуся, если они начнут обвинять в этом ребенка и встанут на сторону насильника. Как ни абсурдно это звучит, но такие случаи далеко не редки. Например, отчим насилует падчерицу-подростка, а мать заступается за мужа, обвиняя дочь в том, что она своим поведением и внешним видом спровоцировала его.

Симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов, перенесших сексуальное насилие:

  • совсем маленькие дети в возрасте до трех лет начинают испытывать различного рода страхи, они не могут точно определить, что чувствуют, тем более не могут свои чувства высказать; наблюдаются нарушения аппетита, сна, проявление агрессии, боязнь чужих людей;
  • у дошкольников на первый план выступают эмоциональные расстройства, в то время как психосоматические нарушения проявляются в меньшей мере. Малыши испытывают сильную тревогу, страхи, беспомощность. Им кажется, что они сами виноваты в том, что их изнасиловали, чувствуют себя испорченными, стыдятся этого факта. В поведении дошкольников появляется отстраненность, иногда агрессия. Можно заметить влечение малышей к сексуальным играм, они начинают мастурбировать. Иногда наблюдается эффект регресса;
  • в младшем школьном возрасте дети испытывают амбивалентные чувства к взрослым людям. У многих детей возникают определенные трудности с определением своей роли в семье. После изнасилования дети этого возраста начинают испытывать страх, отвращение, стыд. Они не верят больше никому, поэтому отстраняются от общества, проявляют агрессию по отношению к окружающим, часто замыкаются в себе, отказываются разговаривать. У детей может появиться бессонница, пропадает аппетит. Им кажется, что насильник своими действиями испортил их, испачкал, растоптал. Они чувствуют себя «грязными»;
  • у детей в возрасте 9-13 лет наблюдаются симптомы, похожие на симптомы младших школьников. Плюс к ним дети часто пребывают в депрессивном состоянии, иногда теряют ощущения. В поведении детей этого возраста может замечаться склонность к сексуальному манипулированию сверстниками. А в целом поведение довольно противоречивое;
  • подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают сильное чувство стыда и отвращения. Они перестают доверять людям, в то же время обвиняя себя в случившемся. Дети чувствуют себя отверженными, ненужными. Они избегают контактов, при попытке близких помочь могут проявлять агрессию. Долгое время после изнасилования подростки избегают строить отношения с противоположным полом, избегают близости, причем не только интимной, но и эмоциональной. В этом возрасте резко возрастает вероятность совершения суицидальных попыток, побегов из дома. Дети младшего возраста не всегда могут увязать посттравматические симптомы именно с изнасилованием, а это является важным условием преодоления стресса. Детей часто мучают ночные кошмары. Рассказывая о сне, ребенок может не понимать, с чем он связан, но для взрослого человека это очевидно. Травмирующая ребенка ситуация может неоднократно прокручиваться в его мыслях, выражаться в играх, рисунках. Как правило, в них повторяется один и тот же сюжет. Выливая свои переживания на бумагу или любимые игрушки, ребенок ищет облегчения своим страданиям, но, не находя, начинает все сначала.