Рекомендации родителям по профилактике физического насилия в семье
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, ОСТАНОВИТЕСЬ!
Специалисты утверждают, что физические наказания:
1.Преподают ребенку урок насилия.
2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.
3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.
5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
7.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
-Скажите себе «Стоп» и посчитайте до10,
-Не прикасайтесь к ребенку,
-Лучше уйдите в другую комнату,
-Отложите все совместные дела с ребенком (если это возможно),
-Избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее,
-Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
Рекомендации родителям по профилактике психологического насилия в семье
1.Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2.Никогда не сравнивайте своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.
3.Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.
4.Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты – плохой!» звучит очень часто вместо правильного «ты поступил плохо!» Не говорите «Я недовольна тобой», скажите лучше: «Я недовольна твоим поступком». Нельзя определять личность человека и относить его то к «плохим», то к «хорошим» в зависимости от его поступков и поведения
5.Необходимо всегда помнить, что ребенок -такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения. Уважайте чувства и мысли своего ребенка!
6.Храните дома и в семье положительную обстановку и взаимопонимание. Помогайте и поддерживайте друг друга.
7.Любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть.
8.Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
9.Со всей внимательностью отнеситесь к обидам и проблемам ребенка, даже на ваш взгляд самым пустяковым. Постарайтесь его убедить откровенно вам рассказать, что его расстраивает в вашей семье и в окружающем мире. Предложите свою помощь.
10.Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
11.Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
12.Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
13.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Бывает так, что дети, видя ваше раздражение и недовольство, думают, что вы их просто не любите. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:« Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
« Я сейчас очень расстроена, у меня плохое настроение. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе»,
« Извини, я очень устала. Пожалуйста, поиграй без меня. Я немного отдохну и будем играть вместе».
Рекомендации родителям по профилактике сексуального насилия над детьми
1.Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей.Строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке»…
2.Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе, как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
3.Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
4.Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, -человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.
5.Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.
Запомните правило «три К», всегда знайте:
Куда пошел ваш ребенок;
Кто пошел с ним и
Когда он должен вернуться.
Если ребенок говорит Вам, Что подвергается насилию, то поверьте, он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
не осуждайте его, ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
не приуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет».
Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо.